17 ноября 2015 года 13:33

КОММЕНТАРИЙ: Декрет №8 делает правила игры для инвесторов в Беларуси более прозрачными - юристы

МИНСК, 17 ноя - ПРАЙМ-ТАСС. Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 ноября 2015 года издал Декрет №8 по инвестиционным договорам, который предусматривает новые льготы и преференции для инвесторов, а также вводит определенные ограничения. По просьбе агентства ПРАЙМ-ТАСС юристы Адвокатского бюро «ВМП Власова Михель и партнеры» Татьяна Позднеева и Оксана Белова подготовили комментарий к документу.

Юристы отмечают, что новый Декрет существенно не изменяет правила игры для инвесторов в Беларуси, но делает их более прозрачными, устраняет существующие противоречия в правоприменительной практике и устанавливает ряд важных положительных изменений.

УПРОЩЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ИНВЕСТОРОВ

Декрет в новой редакции не содержит критичный для бизнеса существующий запрет на сделки с объектами, влекущие переход прав к иным лицам (в том числе залог), до государственной регистрации создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом. Снятие данного ограничения существенно расширяет возможности по финансированию проекта и является, безусловно, важным позитивным изменением, отмечают юристы.

Кроме того, теперь инвесторы смогут получить без аукциона не только право аренды земельного участка, но и право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), а также право собственности на земельные участки.

Подрядчики и разработчики проектной документации освобождаются от государственной пошлины за выдачу (продление срока действия) разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси, а привлекаемые ими работники – от государственной пошлины за выдачу (продление срока действия) разрешений на временное проживание.

Декрет предусматривает возможность определения подрядчика, разработчика, поставщика товаров или исполнителя услуг не только без применения процедуры торгов, но и без проведения процедуры переговоров. «При этом данная норма не касается государственных закупок. Иными словами, законодательство о государственных закупках при наличии оснований для его применения будет распространяться и на инвесторов», отмечается в комментарии Адвокатского бюро «ВМП Власова Михель и партнеры».

Также необходимо отметить, что в Декрете норма о строительстве параллельно с выполнением проектных работ приведена в соответствие с уже действующим порядком. (Возможно выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующие этапы при наличии утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта).

ИНВЕСТОРЫ МОГУТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ ВОЗМЕЩЕНИЯ СУММ ЛЬГОТ

Декрет устанавливает, что инвесторы при прекращении инвестиционного договора могут быть освобождены от возмещения сумм льгот и от уплаты неустойки по решению государственного органа с учетом степени готовности объекта, объема вложенных инвестиций и выполнения иных условий инвестиционного договора. Или же инвестору может быть предоставлена рассрочка (отсрочка) уплаты этих сумм.

Если же сроки и иные условия реализации инвестиционного проекта были нарушены в связи с незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц, требования по уплате вышеуказанных сумм к инвестору не могут быть предъявлены.

В свою очередь, инвестиционный договор в качестве обязательного условия должен предусматривать возмещение инвестору убытков, причинённых в связи с такими незаконными действиями (бездействием). «Ранее возмещение ограничивалось суммой реального ущерба и не включало в себя упущенную выгоду. Однако на последнее не стоит чрезмерно рассчитывать из-за проблем доказывания размера упущенной выгоды», отмечают юристы.

Декретом предусматривается, что инвестору, вовремя не завершившему строительство, с учетом его финансового положения и степени готовности объекта может быть предоставлен земельный участок без аукциона с внесением платы за право заключения договора аренды. Как отмечается в комментарии, это позволит завершать строительство без инвестиционного договора, что снимает ныне существующую проблему с реализацией инвестиционных проектов за пределами установленных сроков.

«Таким образом, Декрет устанавливает более понятный механизм взаимодействия инвестора и государства в случае нарушения условий инвестиционного договора, поскольку ранее эти вопросы законодательством детально не регулировались», отмечается в комментарии Адвокатского бюро «ВМП Власова Михель и партнеры».

НЕКОТОРЫЕ НОРМЫ ДЕКРЕТА СУЖАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ИНВЕСТОРОВ

Вместе с тем, Декрет устанавливает и ряд норм, сужающих возможности инвестора по сравнению с действующим порядком.

Так, в будущем инвестиционные договоры будут заключаться только в целях реализации проектов, соответствующих приоритетным видам деятельности, утвержденным Советом министров Беларуси. Такой перечень существует и сейчас, однако в законодательстве прямого запрета реализовывать инвестиционные проекты в иных сферах деятельности, не являющихся приоритетными, не содержится. Действующий перечень достаточно широк, что позволяет отнести практически любой проект к одному из видов деятельности, указанных в нем. Однако нельзя исключать и то, что к моменту вступления Декрета в силу перечень приоритетных видов деятельности будет уточнен, отмечают юристы.

Эксперты также высказали мнение, что несмотря на введение данной нормой определенных ограничений, все же ее можно признать прогрессивной и отвечающей эксклюзивному характеру проектов, реализуемых в рамках инвестиционных договоров.

Из Декрета также следует, что земельные участки для реализации инвестиционных проектов будут предоставляться только из специальных списков. Эта норма не является новой, подобный порядок действовал и ранее, но был закреплен в иных актах. Вместе с тем, на практике уже давно существует проблема, связанная с невозможностью использования земельных участков, включенных в специальный перечень, вне реализации инвестиционного проекта до момента исключения таких участков из перечня, что возможно по ограниченным основаниям. Новый Декрет данную проблему не решает.

Если на земельный участок будут претендовать два и более инвестора, инвестиционный договор будет заключаться по итогам конкурса, проводимого в порядке, определяемом Советом министров Республики Беларусь. Таким же принципом руководствовались и ранее при решении данного вопроса, однако теперь порядок будет формализован.

Далее, согласно изменениям, если инвестиционный договор будет прекращен по иным основаниям, чем его исполнение инвестором, последний должен будет вернуть государству суммы полученных льгот и преференций, за исключением определенных случаев. Несмотря на то, что действующий Декрет президента от 6 августа 2009 года №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» такой нормы не содержит, на практике такой подход применялся и ранее. Однако, если раньше велись споры, насколько такой подход обоснован с правовой точки зрения, теперь вопрос снят - основание появилось, отмечают юристы.

Они обращают внимание на то, что данная норма может быть распространена и на случаи прекращения инвестиционного договора по соглашению сторон. Освободить инвестора от такого возмещения будет вправе только Совет министров по согласованию с президентом.

Декретом также прямо установлено, что в случае прекращения инвестиционного договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением инвестором своих обязательств предоставленный инвестору земельный участок может быть изъят.

Кроме того, Декрет устанавливает предельный срок для осуществления полного вычета уплаченных инвестором сумм НДС, а именно: не позднее отчётного периода, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта.

ИНВЕСТОР ОБЯЗАН УВЕДОМИТЬ О ПЛАНАХ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Декретом вводится обязанность инвесторов и организаций, реализующих инвестиционный проект (созданных инвестором или в отношении которых инвесторы вправе определять решения), письменно уведомлять государственные органы, заключившие инвестиционный договор, о реорганизации и (или) изменении собственника имущества, состава участников не менее чем за два месяца до их осуществления. Исключение составляют лишь случаи преобразования государственных УП в ОАО, а также изменения в результате смерти физических лиц. Неуведомление или совершение таких действий при наличии возражений государственных органов может повлечь односторонний отказ государства от исполнения своих обязательств по договору со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями для инвестора.

Основные положения Декрета вступят в силу с 15 мая 2016 года. Действие Декрета не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления его в силу. Инвесторы, уже реализующие инвестиционные проекты, смогут воспользоваться новыми льготами при условии внесения изменений в инвестиционный договор. В этом случае право на льготы возникнет с даты вступления дополнительных соглашений в силу, но не ранее 15 мая 2016 года.