1 сентября 2017 года 11:14

Планируемые изменения в законодательстве о трансфертном ценообразовании на 2018 год: комментарий EY

МИНСК, 1 сентября - ПРАЙМ-ТАСС. Новая редакция проекта закона о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь, опубликованная на прошлой неделе на официальном сайте Министерства финансов Беларуси, содержит изменения в части трансфертного ценообразования. Специалисты компании EY («Эрнст энд Янг») рассказали агентству ПРАЙМ-ТАСС об основных изменениях в законодательстве о трансфертном ценообразовании на 2018 г, предусмотренных текущей редакцией проекта закона.

В предыдущей редакции Налогового кодекса все положения в части трансфертного ценообразования содержались в единственной статье 30-1. Проект закона содержит отдельную Главу 3-1 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения», которая включает в себя 11 статей, регламентирующих перечень контролируемых сделок, порядок выбора и применения различных методов для определения рыночных цен и другие немаловажные вопросы трансфертного ценообразования, отметили в компании. Согласно законопроекту, перечень сделок, подлежащих контролю, не изменится.

Помимо изменения структуры, проект закона содержит ряд существенных изменений для бизнеса. Как отметила Вера Журавлева, менеджер группы трансфертного ценообразования EY в Беларуси, одним из самых значительных изменений, если в данной редакции законопроект будет принят, станет введение обязанности для крупных плательщиков и компаний, осуществляющих крупные внешнеторговые сделки со стратегическим товарами, представлять в налоговые органы документацию, подтверждающую экономическую обоснованность цен, примененных в таких сделках, на ежегодной основе до 1 июня года, следующего за годом, в котором анализируемые сделки были совершены.

«Представлять документацию в обязательном порядке, как предполагается, пока будут только крупные плательщики в отношении внешнеторговых сделок с одним лицом, превышающих 1 млн бел руб (517,2 тыс долл по курсу Национального банка Беларуси) в год, а также субъекты крупных внешнеторговых сделок по покупке/продаже нефтепродуктов, природного и сжиженного газа, калийных удобрений, лесоматериалов и других стратегических товаров», - отметила Вера Журавлева.

В отношении остальных видов контролируемых сделок экономическое обоснование примененных цен будет все так же представляться исключительно по запросу налогового органа в ходе камеральных и выездных проверок.

«С введением данной обязанности перед компаниями, совершающими «крупные сделки», встанет непростая задача, поскольку подготовка соответствующей документации требует определенной квалификации, и налогоплательщикам необходимо будет заранее заняться сбором необходимой информации, проведением исследований рыночного уровня цен и оформлением соответствующих документов для представления их в налоговые органы до 1 июня. Вместе с тем не ясно, какая ответственность последует в случае непредставления документации или представления ее позднее установленного законом срока и повлечет ли это за собой инициацию камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика», - отметила специалист.

Помимо этого, как анонсировалось ранее, планируется отменить допустимый порог отклонения в 20% от рыночного диапазона цен/рентабельности.

Среди других существенных изменений Глава 3-1 содержит положения о порядке выбора анализируемой стороны в сделке. Напомним, текущая редакция статьи 30-1 Налогового кодекса не содержит условий о том, какая сторона контролируемой сделки должна быть так называемой «анализируемой стороной», т.е. стороной, чья рентабельность сравнивается с рыночным диапазоном показателей рентабельности. А если читать кодекс буквально, то можно было сделать вывод о том, что анализируемой стороной сейчас может являться только белорусский налогоплательщик. В то же время, согласно мировой практике по трансфертному ценообразованию, а теперь и новой редакции Налогового кодекса в части трансфертного ценообразования, выбор анализируемой (тестируемой) стороны осуществляется по результатам функционального анализа сторон анализируемой сделки и, как правило, анализируемой стороной является та сторона сделки, которая выполняет меньше функций, несет меньше рисков и не владеет какими-либо активами, оказывающими существенное влияние на ценообразование в рассматриваемой сделке (в сравнении с другой стороной сделки), пояснили в компании.

Также законопроектом предусмотрена возможность использования комбинации двух и более методов трансфертного ценообразования для обоснования цен в анализируемых сделках, а не только одного метода, как было предусмотрено ранее. Предусмотрен подробный перечень критериев сопоставимости компаний, на основании показателей рентабельности которых возможно построение рыночных диапазонов значений показателей рентабельности, при этом рыночный диапазон можно будет строить на основании финансовых данных сопоставимых компаний за три года, предшествующих году совершения анализируемой сделки, а не только по данным за год совершения сделки, которые, как правило, не доступны в открытых источниках информации на момент подготовки документации.

Среди других изменений - закрепление приоритетности метода цены последующей реализации над методом сопоставимых рыночных цен для сделок, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в адрес независимого лица.

Что касается ответственности, то проектом закона предусмотрено освобождение от уплаты пени в случае добровольной корректировки плательщиком налоговой базы по налогу на прибыль по причине корректировки трансфертных цен, в случае доплаты налога не позднее 22 марта года, следующего за налоговым периодом (отчетным годом) и 50%-ное уменьшение пени в случае добровольной корректировки и уплаты налога не позднее 22 марта года, следующего за годом, за который была представлена налоговая декларация с соответствующими изменениями. Вместе с тем, в случае проведения добровольной корректировки налогоплательщики будут обязаны в произвольной форме представлять в налоговые органы вместе с уточненной налоговой декларацией сведения о сделке, в отношении которой произведены такие корректировки.

«В целом можно отметить, что изменения носят уточняющий характер, вносят большую определенность в отдельные понятия и положения законодательства и направлены на совершенствование действующих правил трансфертного ценообразования», - отметила Екатерина Сырникова, ведущий специалист в области трансфертного ценообразования EY в Беларуси.

«Многие предложения плательщиков нашли свое отражение в законопроекте, что свидетельствует о заинтересованности законодателей в постепенном сближении белорусских правил трансфертного ценообразования с международными. Поскольку изменений много, и они достаточно разноплановые, в настоящее время мы готовим более подробный обзор планируемых изменений, который будет в ближайшие дни опубликован на сайте компании», - добавила Екатерина Сырникова.

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. В СНГ компания работает с 1989 г. В 20 офисах EY (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4,5 тысячи специалистов. В Беларуси EY работает с 1994 г и является крупнейшей международной компанией в области предоставления профессиональных бизнес услуг. Среди клиентов - крупнейшие белорусские и международные компании и банки. С 2010 г компания EY является членом координационного совета по сближению белорусского законодательства с МСФО, с 2004 г - официальным консультантом Национального банка Беларуси по разработке и внедрению МСФО в банковском секторе страны. Компания является координатором консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве Беларуси с 2001 г. Штат сотрудников насчитывает более 350 человек.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, - является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам.