16 августа 2018 года 12:59

Новая редакция Налогового кодекса: что может измениться для бизнеса в 2019 г – комментарий EY

МИНСК, 16 августа – ПраймПресс. О наиболее значимых изменениях для бизнеса, предусмотренных проектом новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (проект НК), в комментарии агентству ПраймПресс  рассказала директор по вопросам налогообложения и права компании EY (ООО «Эрнст энд Янг») Светлана Грицук.

Многие из предлагаемых изменений, как ожидается, будут приняты и начнут действовать с 1 января 2019 г. О том, что таких изменений будет много, можно судить хотя бы по тому, что действующий Налоговый кодекс предлагается изложить в новой редакции, а не вносить в него изменения постатейно, отметила Светлана Грицук.

ПРЕЗУМПЦИЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Принцип презумпции добросовестности налогоплательщика предлагается установить в качестве одного из основополагающих во взаимоотношениях между налогоплательщиком и налоговым органом. Согласно данному принципу налогоплательщик будет признаваться действующим добросовестно, пока этот факт не будет опровергнут на основании документально подтвержденных сведений.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ

Действующий порядок приостановления налоговыми органами операций по счетам в банке предлагается несколько смягчить. Так, при возникновении налоговой задолженности приостановление операций по счетам будет отложено на 5 рабочих дней в случае, если на протяжении предшествующих шести месяцев налогоплательщик не имел задолженности на начало месяца. Если на протяжении указанного шестимесячного периода налоги уплачивались своевременно и без возникновения каких-либо недоимок, то приостановление операций по счетам будет отложено на 10 рабочих дней.

«Организациям, финансовое положение которых не позволяет им уплатить налог или пени в установленный законодательством срок, по решению налоговых органов теперь будет возможно предоставление отсрочки или рассрочки по их уплате при условии обеспечения неисполненного налогового обязательства залогом имущества, поручительством или банковской гарантией. В настоящее время решение о рассрочке или отсрочке по уплате налогов принимается в исключительных случаях и на уровне президента Беларуси», - отметила Светлана Грицук.

Максимальный размер пени, начисленной по результатам проверки, планируется ограничить суммой доначисленного налога.

Срок для зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, а также для реализации права на неиспользованные ранее налоговые льготы будет увеличен с трех до пяти лет.

КАМЕРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Предлагается установить поэтапный порядок проведения камерального контроля, осуществляемого налоговыми органами по месту своего нахождения. На предварительном этапе контроль будет осуществляться с использованием программных и технических средств, по результатам которого налогоплательщику будет предложено исправить выявленные в налоговой декларации ошибки в течение 5 рабочих дней.

При выявлении нарушений на последующем этапе налогоплательщику будет направлено уведомление с предложением в течение 10 рабочих дней представить дополнительные пояснения, документы либо внести необходимые изменения в декларацию. Камеральная проверка будет проводиться в случае, если налогоплательщик не предпринял никаких действий по предложению налогового органа.

ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ В МНС

Жалобу на решение налогового органа первичного уровня (например, налоговой инспекции по району г. Минска) налогоплательщик будет вправе по своему выбору подать либо в вышестоящий налоговый орган, либо сразу в Министерство по налогам и сборам.

ЗАТРАТЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

В Налоговом кодексе появится статья, посвященная нормируемым для целей налога на прибыль затратам, рассказала Светлана Грицук. К ним будут относиться командировочные расходы, расходы на топливно-энергетические ресурсы, потери от недостач или порчи имущества, расходы на управленческие услуги и некоторые другие расходы. Например, потери от недостачи или порчи имущества можно будет учесть в пределах законодательно установленных норм естественной убыли, а при их отсутствии – в пределах норм, установленных собственником организации.

«Проектом НК предлагается предоставить налогоплательщикам возможность учесть при налогообложении некоторые виды расходов, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении – вознаграждения работникам по итогам работы за год, проценты по просроченным платежам по займам и кредитам и другие. Данные расходы будут образовывать группу прочих нормируемых затрат, а их совокупный размер при включении в состав учитываемых при налогообложении затрат не должен превышать 1% от выручки. В то же время к прочим нормируемым затратам предлагается отнести и представительские расходы, которые в настоящее время не нормируются», - пояснила эксперт.

Налогоплательщикам будет предоставлено право включать в состав внереализационных расходов резервы по сомнительным долгам в сумме, не превышающей 5% выручки. При этом в зависимости от срока возникновения дебиторской задолженности будут предусмотрены особенности исчисления суммы резерва, учитываемого при налогообложении.

ИНВЕСТИЦОННЫЙ ВЫЧЕТ

Размер инвестиционного вычета будет увеличен для зданий и сооружений с 10 до 15% от первоначальной стоимости, а для машин и оборудования – с 20 до 30%. Как и ранее, сумму инвестиционного вычета налогоплательщик сможет вычесть при исчислении налога на прибыль в том месяце, когда будет начато начисление амортизации по соответствующему объекту.

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Проектом НК предусмотрено существенное увеличение стоимостных критериев, при превышении которых сделки признаются контролируемыми для целей трансфертного ценообразования: с 1 млн бел руб (486,7 тыс долл по курсу Национального банка Беларуси) до 2 млн бел руб (973,3 тыс долл, 1 долл – 2,0548 бел руб) для внешнеторговых сделок крупных налогоплательщиков, совершенных с взаимозависимыми лицами и сделок со стратегическими товарами, и со 100 тыс бел руб (48,7 тыс долл) до 400 тыс бел руб (194,7 тыс долл) для внешнеторговых сделок с взаимозависимыми лицами, совершенных иными налогоплательщиками.

Кроме этого, с 2019 г в отношении сделок, совершенных крупными налогоплательщиками с взаимозависимыми лицами, а также в отношении внешнеторговых сделок со стратегическими товарами, если сумма таких сделок за год с одним лицом превысит 2 млн бел руб (973,3 тыс долл), налогоплательщики будут обязаны ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, предоставлять в налоговый орган документацию по трансфертному ценообразованию.

«В качестве альтернативы налогоплательщикам будет предоставлена возможность заключить с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь соглашение о ценообразовании, в котором будет закреплен порядок определения цен по контролируемым сделкам для целей налогообложения», - рассказала Светлана Грицук.

НДС ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Для целей исчисления НДС и налога на прибыль предлагается установить единый подход к определению даты передачи имущественных прав. По выбору налогоплательщика такой датой будет либо день передачи имущественного права согласно оформленному первичному учетному документу, либо последний календарный день каждого месяца, к которому относится передача имущественного права.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Подавать декларации и уплачивать налог на доходы иностранных организаций налоговому агенту необходимо будет на ежеквартальной основе, а не ежемесячно. Порядок действий налогового агента при возникновении сомнений в том, что получатель дохода является его фактическим владельцем, будет регламентирован не только при выплате дивидендов, но и при выплате других пассивных доходов – процентов, роялти.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ

Планируется обязать организации, являющиеся налоговыми агентами по подоходному налогу, ежеквартально предоставлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Форма и порядок представления сведений будут определены Министерством по налогам и сборам.

СТАВКИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ

Предельные размеры повышающих коэффициентов, которые могут устанавливать местные Советы депутатов к ставкам имущественных налогов, предлагается снизить с 2,5 до 1,5 раз для организаций обрабатывающей промышленности, а для остальных налогоплательщиков – с 2,5 до 2 раз. Предлагается также исключить право областных и Минского городского Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым или неэффективно используемым капитальным строениям и ставки земельного налога на земельные участки, занятые такими строениями.

Проект НК также не содержит ни повышенной ставки налога на недвижимость для объектов сверхнормативного незавершенного строительства, ни коэффициента 10 к ставкам земельного налога за участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые или используемые не по целевому назначению.

Как и ранее, впервые введенные в действие капитальные строения будут освобождаться от налога на недвижимость в течение первого года с даты их приемки в эксплуатацию. Согласно проекту НК в течение второго года с момента приемки в эксплуатацию капитальных строений, построенных налогоплательщиком-организацией, ставка налога на недвижимость составит 0,2% и будет ежегодно увеличиваться на 0,2 процентных пункта в течение четырех лет.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПРИ РЕИНВЕСТИРОВАНИИ ПРИБЫЛИ

Проектом НК предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль по дивидендам, получаемым белорусскими организациями. В частности, ставки в размере 6% и 0% будут применяться, если прибыль не распределялась между участниками (акционерами) организации, а направлялась на развитие организации в течение трех и пяти предшествующих лет соответственно. Аналогичный подход и пониженные ставки предусмотрены для подоходного налога. В настоящее время при выплате дивидендов применяется ставка налога на прибыль в 12% и ставка подоходного налога в 13% независимо от того, с какой периодичностью распределяются дивиденды.

В заключение Светлана Грицук отметила, что многие изменения носят позитивный характер и направлены на улучшение действующей системы налогообложения. Однако, какие бы цели ни преследовались при изложении Налогового кодекса в новой редакции, такие масштабные изменения так или иначе требуют определенного переходного периода для адаптации налогоплательщиков к изменившимся нормативным положениям. Поэтому чем раньше будет принят и опубликован закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, тем больше времени останется у налогоплательщиков для вдумчивого изучения многостраничного текста новой редакции кодекса. Тем более, что цена ошибки возрастет уже в этом году, когда вступят в силу недавно принятые изменения, увеличивающие размер административного штрафа за неполную уплату налогов для юридических лиц с 20% до 40% от суммы неуплаченного налога. «Также хочется надеяться, что презумпция добросовестности налогоплательщика будет действительно соблюдаться налоговыми органами на практике, а не иметь исключительно декларативный характер», – добавила Светлана Грицук.

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. В СНГ компания работает с 1989 г. В 19 офисах EY (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4,5 тыс специалистов. В Беларуси EY работает с 1994 г, является координатором консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве Беларуси с 2001 г. Штат сотрудников насчитывает более 450 человек.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, - является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам.