31 июля 2009 года 21:00

КОММЕНТАРИЙ: Постановление Совмина Беларуси №991 может привести к переходу торговых предприятий к прямому импорту товаров, а также способствовать развитию «черного рынка» - эксперт

МИНСК, 31 июля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Постановление Совмина Беларуси №991 от 28 июля, которое обязывает всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы приобретать товары на территории страны только у производителей товаров и их официальных торговых представителей, может привести к переходу многих торговых предприятий к прямому импорту товаров, в том числе из РФ, а также стать причиной развития «черного рынка». Такое мнение в интервью ПРАЙМ-ТАСС высказал старший партнер юридической группы «АргументЪ» Денис Алейников в пятницу.

«При существующих формулировках, устанавливающих запрет для юрлиц на приобретение товаров на территории Беларуси, крупные торговые точки могут перейти на прямой импорт товаров, в том числе, из России. Сегодня ритейл работает с белорусскими дилерами, но на первом этапе действия постановления они могут исчезнуть. В такой ситуации ритейл может перейти на прямые контракты с импортными производителями», - сказал Д.Алейников.

«Во-вторых, если в перечень официальных торговых представителей импортерам будет попасть сложно, то эффект будет в форме развития черного рынка, как в начале 1990-х годов», - также добавил эксперт.

При этом он обратил внимание на то, что по законодательству Беларуси сегодня разрешен импорт из РФ индивидуальными предпринимателями без таможенного оформления товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на территории РФ.

«Существует много таких лазеек в таможенном законодательстве, позволяющих через индивидуальных предпринимателей ввозить импортные товары и насыщать ими рынок - конечного потребителя. Это значит, того потребителя, которого госпредприятия хотели бы видеть своим клиентом. В итоге можно сделать этого потребителя клиентом черного рынка, а не потребителем госпредприятий», Потом будем удивляться, почему в Ждановичах 1000 стиральных машин в день продается, а белорусского производителя нет» - добавил Д.Алейников.

Он также обратил особое внимание, что принятое постановление содержит ряд формулировок, которые требуют дополнительного официального юридического толкования. В частности, формулировка о том, на кого должно распространяться действие документа.

«Так, является открытым вопрос, распространяется ли действие этого постановления на компании частной формы собственности. Потому что, когда пишут постановления, которые однозначно хотят распространить на всех, то добавляют «вне зависимости от формы собственности». Здесь же написано только - «вне зависимости от организационно-правовой формы» под которой понимается только вид юридического лица», - обратил внимание эксперт.

Кроме того, по мнению Д.Алейникова, неясно, что имеется в виду под термином «официальный торговый представитель». «Правовой дефиниции термина «официальный торговый представитель» в нормативных актах нет. Существует СТБ «Торговля: термины и определения» - и там нет такого определения. На сегодняшний день есть только понятие «торговый представитель» которое установлено в постановлении ГТК №93 от 20 декабря 2004 г, и применяется оно только для контроля за заявленной таможенной стоимостью ввозимых товаров», - сказал эксперт.

«Не ясно также, что значит термин «приобретение на территории Республики Беларусь» - правовой дефиниции в законодательстве опять же нет. Например, если право собственности на товар по импортному контракту переходит к покупателю в момент получения им товара на территории Беларуси /а, как правило, это так/, то является это приобретением на территории Беларуси или нет? Возможны варианты по толкованию», - также отметил Д.Алейников.

Эксперт добавил, что в документе «совершенно не прописаны переходные положения».

«Открытыми остаются также следующие вопросы: что делать с товаром, который уже ввезен на территорию Республики Беларусь и находится на складах импортеров. Какие именно органы и в каком порядке будут создавать перечни производителей и официальных представителей. Как быстро можно войти в перечень. Какими документами возможно подтвердить экономическую обоснованность приобретения товаров у официальных торговых представителей», - добавил эксперт.

«Думаю, на решение этих вопросов потребуется время. А постановление вступает в силу после его официального опубликования и получается, что с момента его вступления в силу приобретать товар на территории Беларуси у иных лиц, кроме указанных в постановлении, нельзя. Таким образом, все сделки, которые буду совершены, - это сделки, запрещенные законодательством. А такие сделки признаются ничтожными с момента совершения, и все полученное по таким сделкам должно быть изъято в бюджет», - отметил Д.Алейников.

«Для толкования данного постановления и всех терминов, которые в нем использованы, нужно принять еще одно постановление, его разъясняющее», - добавил Д.Алейников.