3 августа 2009 года 16:57

КОММЕНТАРИЙ: Белорусский автомобильный рынок ждет деградация из-за требования приобретать товары на территории страны у производителей или официальных представителей - эксперт

МИНСК, 3 августа. /ПРАЙМ-ТАСС/. Постановление Совета министров Беларуси №991 от 28 июля, предписывающее юрлицам приобретать товары на территории Беларуси только у производителей или официальных торговых представителей, «решая, по большому счету, одну, наверное, очень важную проблему, приведет к деградации товарного рынка, автомобильный рынок – не исключение». Такое мнение высказал журналистам директор ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода.

Он подчеркнул, что последние несколько лет усилиями дистрибьюторов автомобильных марок в Беларуси выстраивалась дилерская сеть в регионах, что позволило создать на местах точки продаж и обслуживания автомобилей, приблизить сервис к потребителю. «По определению дилеры являются торговыми посредниками, которые функционируют на основе соглашений, договоров с дистрибьютором, а не с изготовителем», - добавил С.Варивода.

По его мнению, принятое постановление «приведет к возврату в прошлое, к централизации автомобильного бизнеса в столице». «И если приобретение автомобилей непосредственно у столичного дистрибьютора еще можно себе представить, то как быть с продажами запасных частей? Полагаю, что чиновники забыли и об обещаниях по либерализации экономики, и о повышении ее инвестиционной привлекательности до уровня «тридцатки лучших», и о программе развития малых городов», - заявил собеседник.

По оценке директора ООО «Китайские автомобили», подобные решения приведут к массовому закрытию малых торгово-посреднических предприятий, росту безработицы и социальной напряженности, все усилия последних лет по легализации рынка запасных частей к автомобилям могут быть перечеркнуты.

«Не совсем ясно, как быть с остатками товара, который находится у торговых посредников: продать уже нельзя, вернуть проблематично, а обязанность возврата банковского кредита никто не отменял. Меньше проблем возникает у автомобильных дилеров, реализующих преимущественно легковые автомобили с ориентацией на физических лиц. Сложнее обстоят дела у продавцов коммерческих автомобилей», - отметил С.Варивода.

Он обратил внимание на то, что постановление №991 не содержит ответа о допустимости сделок с лизинговыми компаниями, которые не являются официальными торговыми представителями изготовителей автомобилей, но передают от своего имени автомобили приобретателю.

«Обращает на себя внимание, что чиновники постеснялись четко указать обязанных субъектов, как предприятия всех форм собственности, упомянув лишь организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Если госпредприятия вынуждены будут «взять под козырек», то частные структуры попытаются не выполнять постановление. Странно, что чиновники по обыкновению не определили ответственность приобретателей товаров с нарушением установленного порядка», - заявил эксперт.

По его оценке, формирование перечней официальных торговых представителей займет не один месяц. «Цель очевидна – дестабилизировать работу импортеров и снизить поставки импорта в страну. Решения в отношении торговых посредников, «разгружающих склады белорусских товаропроизводителей», будут приниматься быстро и в упрощенном порядке», - уверен С.Варивода.

Он рассчитывает, что в ближайшее время будут все же опубликованы четкие процедуры по вхождению в желанные перечни, а также будет дано нормативное определение понятию «официальный торговый представитель». В автомобильном бизнесе это может быть и дистрибьютор, и импортер, и официальный представитель, и партнер, добавил собеседник.