6 января 2010 года 14:04

КОММЕНТАРИЙ: В ситуации вокруг применения РФ пошлин на поставляемую в Беларусь нефть международное право на стороне Беларуси - эксперт

МИНСК, 6 января. /ПРАЙМ-ТАСС/. В ситуации вокруг применением экспортных пошлин на поставляемую в Беларусь российскую нефть сторонам, возможно, следует запросить разъяснение Суда ЕврАзЭС. Об этом в интервью ПРАЙМ-ТАСС заявил юрист юридической фирмы Glimstedt Иван Мартынов.

«Основной аргумент в пользу применения Россией стопроцентных вывозных пошлин к нефти, идущей в Беларусь, состоит в следующем: межправительственное российско-белорусское соглашение о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов /подписано в 2007 г - ред./ не содержит указания на коэффициент, применимый к ставкам вывозной пошлины в 2010 г. Соответственно, условие об уменьшении цены на нефть посредством коэффициента на 2010 г не согласовано и подлежит применению некий общий порядок, существующий независимо от соглашения», - сказал И.Мартынов.

При этом он подчеркнул, что срок действия межправительственного соглашения никоим образом не ограничен. «Соглашение перестает действовать, поскольку исчезает предмет регулирования», - сказал И.Мартынов.

В то же время, добавил он, «непонятно, почему общим порядком должны стать правила, установленные российским законодательством, а не продолжающими действовать, помимо упомянутого соглашения, двусторонними договорами России и Беларуси».

И.Мартынов пояснил, что в настоящий момент между РФ и Беларусью действуют два двусторонних договора, которые регулируют вопросы так называемых мер тарифного регулирования, к которым относятся и вывозные пошлины.

Первый документ - это соглашение между правительствами Беларуси и РФ о свободной торговле от 1992 г, которое вступило в силу для обоих государств 20 апреля 1993 г. В соответствии с первой статьей этого документа страны в отношениях между собой отказываются от применения таких мер внешнеэкономического регулирования как таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие. «Соглашение допускает исключения из этого правила лишь в девяти случаях, ни один из которых не описывает данную ситуацию», - подчеркнул И.Мартынов.

Второй договор, которым регулируются вопросы пошлин при движении товаров между государствами - соглашение о таможенном союзе между Беларусью и РФ от 1995 г.

«Следует особо отметить, что это соглашение входит в «Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза», утвержденный решением верховного органа ЕврАзЭС, Межгоссовета, в 2007 г. В соответствии с данным договором, установление пошлин возможно лишь как временная мера, которая может применяться исключительно в двух случаях: при остром дефиците товара на внутреннем рынке и при остром дефиците платежного баланса. Россия точно не испытывает дефицита нефти на внутреннем рынке, будучи одним из основных ее производителей. Ситуация с «острым дефицитом платежного баланса» тоже ее не касается», - прокомментировал И.Мартынов.

При этом он подчеркнул, что оба упомянутых документа действуют по настоящий момент. «Последний, двустороннее соглашение о таможенном союзе России и Беларуси 1995 г, может рассматриваться как договор, действующий в рамках ЕврАзЭС, то есть по поводу реализации данного документа вправе выносить решения, давать разъяснения и заключения Суд ЕврАзЭС», - подчеркнул юрист фирмы Glimstedt .

При этом он подчеркнул, что в случае, если ситуация с поставками нефти в Беларусь «действительно является спорным случаем, возможно, сторонам имеет смысл запросить разъяснение по нему со стороны данного международного суда». «Возможно, что готовность сторон последовать в соответствии с разъяснениями и рекомендациями суда будет хорошим испытанием как приверженности членов ЕврАзЭС собственным договоренностям, так и эффективности самого суда. Наша компания уверена, что в правовом плане Беларусь обладает серьезными преимуществами перед Российской Федерацией в данном случае», - добавил И.Мартынов.

Он также подчеркнул, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле /статья 11/ допускает вывозные таможенные пошлины, как метод регулирования внешней торговли, однако только около трети членов ВТО /такие развивающиеся государства, как Индонезия, Мадагаскар, Монголия/ применяют их. В Европе из развитых государств их применяет только Россия. «Вывозные пошлины на нефть применяются только Россией. До недавнего времени такая пошлина применялась Казахстаном, однако в январе 2009 г она была отменена», - сообщил юрист.

«Многочисленные региональные торгово-экономические ассоциации запрещают применение вывозных пошлин. Так, Евросоюз, который является самым развитым таможенным союзом в мире, выступает системным противником применения вывозных таможенных пошлин членами ВТО. НАФТА, одна из крупнейших региональных торговых организаций, напрямую запрещает установление вывозных пошлин между членами», - добавил И.Мартынов.

«Таким образом, основные аргументы против вывозных таможенных пошлин заключаются в том, что они искажают условия торговли, искусственно приводят к завышению мировых цен и к неэффективному развитию экономик государств, которые их применяют. При этом ответные меры от их торговых партнеров могут препятствовать улучшению благосостояния, ради которого вывозные пошлины, как правило, вводятся», - подчеркнул юрист.

Юридическая фирма Glimstedt действует на рынке юридических услуг в Швеции и стран Балтии. В Беларуси Glimstedt работает с декабря 2008 г.