2 апреля 2018 года 16:03

В Беларуси токены могут быть отнесены к долгосрочным, краткосрочным финансовым вложениям, товарам или готовой продукции – Делойт

МИНСК, 2 апреля – ПраймПресс. В Беларуси токены могут быть отнесены к долгосрочным, краткосрочным финансовым вложениям, товарам или готовой продукции. Об этом говорится в комментарии компании Делойт, подготовленном к Национальному стандарту бухучета и отчетности «Цифровые знаки (токены)», утвержденному Минфином Беларуси.

Принятый в декабре 2017 г декрет президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» предусматривал проведение ряда мероприятий нормотворческого характера, в частности, определение порядка бухгалтерского учета токенов и операций с их использованием. В рамках указанных мероприятий Министерство финансов разработало и утвердило Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)». Также Национальный банк дополнил Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, закрепив в ней подходы к контролю операций с цифровыми знаками (токенами). Данные документы вступили в силу с 28 марта 2018 г, одновременно с основными положениями декрета.

ПОРЯДОК БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В соответствии с положениями Стандарта, в зависимости от происхождения, токены могут быть отнесены к долгосрочным, краткосрочным финансовым вложениям, товарам или готовой продукции. Собственные токены, созданные организацией для размещения, к учету не принимаются.

Первичные учетные документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций с использованием токенов, могут единолично составляться участниками этих операций на основании соответствующих записей в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе и (или) данных о сделках (операциях), совершенных в системе операторов криптоплатформы или с этими операторами, а также иных источников информации.

Если токены созданы резидентом Парка высоких технологий (ПВТ) в рамках оказания услуг другим лицам, то их стоимость отражается по дебету забалансового счета 002 «Имущество, принятое на ответственное хранение» резидента ПВТ. Если токены получены резидентом ПВТ от клиента (третьего лица) для их реализации в интересах клиента (третьего лица), а также приобретены резидентом ПВТ в интересах клиента (третьего лица), их стоимость отражается по дебету забалансового счета 004 «Товары, принятые на комиссию» резидента ПВТ.

При размещении токенов эмитенты отражают обязательства по стоимости полученных организацией активов, а если токены размещались безвозмездно — по сумме признанных расходов, равных стоимости неполученных активов. Операционные затраты на размещение собственных токенов учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-4 «Прочие расходы») и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. Первоначальная стоимость токенов, поступивших в результате майнинга, признается равной их фактической себестоимости, включающей прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты за отчетный период. Аналитический учет токенов, возникших (добытых) или полученных в результате майнинга, также может осуществляться по учетным ценам, если это предусмотрено учетной политикой организации. Также Стандартом учтена судьба прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на майнинг, который не привел к возникновению или получению токенов: они списываются со счета основного производства в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»).

Токены, полученные на возмездной основе, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая принимается равной стоимости их приобретения, увеличенной на сумму операционных затрат. Безвозмездно полученные токены принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая принимается равной стоимости, определенной с использованием установленных в положении об учетной политике организации методов, обеспечивающих надежную учетную оценку токенов, увеличенной на сумму операционных затрат.

AML-ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ БАНКОВ

Постановлением Нацбанка Беларуси от 15 февраля 2018 г № 62 внесены изменения в Инструкцию, закрепившие в ней подходы к контролю операций с токенами. Устанавливается обязанность банка проводить на основе критериев, закрепленных в Инструкции, самооценку рисков вовлеченности в подозрительные операции, связанные с получением или легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности, распространением или финансированием распространения оружия массового поражения. Такая самооценка проводится не реже одного раза в календарный год.

Операторы криптоплатформ и операторы обмена криптовалют отнесены к клиентам, работа с которыми сопряжена с факторами, повышающими степень риска. Также к факторам, повышающим степень риска, отнесено систематическое осуществление клиентом банка финансовых операций, связанных с приобретением и (или) отчуждением токенов, а также осуществление подозрительных финансовых операций (в том числе с использованием токенов) клиентами банка — нерезидентами, осуществляющим деятельность без постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь.

Расширен перечень критериев и признаков, на основе которых финансовая операция может быть признана подозрительной. К ним теперь также относятся: • осуществление клиентом финансовых операций, в отношении которых у банка возникают подозрения, что они осуществляются в целях финансирования террористической деятельности, на основании критериев, определяемых Департаментом финансового мониторинга Комитета госконтроля Республики Беларусь; • осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин (12,563 тыс долл по курсу Национального банка Беларуси, 1 базовая величина – 24,5 бел руб), связанной с приобретением или отчуждением токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, если это не обусловлено характером деятельности клиента и (или) если отсутствует источник происхождения денежных средств; • осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин, связанной с приобретением или отчуждением токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги у нерезидентов без участия резидента ПВТ. Выявление таких операций, осуществляемых при использовании банковских платежных карт посредством систем дистанционного банковского обслуживания, глобальной компьютерной сети Интернет и мобильной связи, осуществляется на следующей стадии контроля.

УЧАСТНИКИ КРИПТОРЫНКА ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОВ

«Создание работоспособного регулирования не заканчивается принятием даже такого детализированного акта, как декрет №8. Это выразилось в соответствующих поручениях правительства. Деятельность белорусских коллег демонстрирует целеустремленность при создании национального регулирования крипторынка. Уверен, что криптоиндустрия воспримет принятые акты как сигналы к использованию возможностей, предоставленных уникальным режимом ПВТ», - прокомментировал Артем Толкачев, директор ООО «Делойт Консалтинг».

«Помимо регулирования в области AML и бухгалтерского учета, существует ряд других аспектов, где контроль со стороны государства будет не во вред, а во благо развитию крипторынка. Это такие аспекты, как происхождение, благонадежность учредителей - операторов криптоплатформ и криптообменников, профессиональных участников крипторынка, их финансовое состояние и информационная защита, в том числе раскрытие данных широкой общественности по этой тематике. Банки, биржи, профессиональные участники рынка ценных бумаг являются общественно значимыми организациями. Если криптобиржа совершит или допустит мошенничество со стороны третьих лиц, даст технический сбой, пострадают широкие круги клиентов, инвесторов, будет нанесен урон репутации ПВТ и страны», - отметил Андрей Сурмач, Управляющий партнер компании «Делойт» в Беларуси.

«Делойт» представлен в странах СНГ 18 офисами, подразделение компании в Республике Беларусь работает 20 лет. «Делойт» — ведущая международная аудиторско-консультационная организация, предоставляющая услуги в области аудита, консалтинга, финансового консультирования и консультирования по вопросам права и налогообложения для крупных государственных и частных компаний, работающих в различных отраслях экономики, а также для государственных органов. Белорусский офис «Делойта» является официальным консультантом Национального банка в области МСФО и членом постоянного комитета при Консультативном совете по иностранным инвестициям, действующем под эгидой Совета министров Республики Беларусь, и активно участвует в ряде рабочих групп Совета.



-->